|
Краткая биография Марселя Пруста
Marcelle Proust Франция, 10.07.1871 - 18.11.1922
Родился в Париже в семье врача. Литературный
талант проявил еще в годы учебы в лицее; в салоне
мадам Арман Пруст познакомился с Анатолем
Франсом, благодаря которому в 1896 году сумел
опубликовать
свою первую книгу - сборник рассказов и
стихотворений "Удовольствия и сожаления". В
течение нескольких следующих лет переводил на
французский статьи и другие работы Джона
Рескина. В феврале 1907 года Пруст опубликовал в
газете "Фигаро" статью, где попытался
проанализировать два понятия, которым суждено
было стать ключевыми в его позднем творчестве, а
именно - память и чувство вины. Летом 1909 года он
написал эссе "Против Сент-Бева";
впоследствии из этого эссе вырос многотомный
роман, который Пруст писал до конца жизни. В 1913
году роман получил название "В поисках
утраченного времени". Первая часть этого
мега-романа, "Путь Свана", увидел свет в 1913
году. Второй роман, "В цветущем саду",
получил в
1919 году премию братьев Гонкуров. До своей смерти
от пневмонии в 1922 году Пруст успел опубликовать
пять частей цикла; остальные были опубликованы
посмертно его братом Робером при участии Жака
Ривьера и Жана Польяна, директоров литературного
обозрения "Nouvelle Revue Francaise".
Из книги Пола Рассела "100 кратких
жизнеописаний геев и лесбиянок":
Марсель Пруст родился в 1871 году во Франции. Его
отец был респектабельным врачом, а мать
происходила из зажиточной еврейской семьи. С
девятилетнего возраста Пруст жестоко страдал от
астмы.
Счастливые дни, проведенные им в детстве в Иё и в
Отое - эти города стали прототипами мифического
Комбрэ из его нетленного шедевра, - закончились, и
в дальнейшем он проводил каникулы с бабушкой на
морских курортах в Нормандии.
После учебы в лицее "Кондорсе" в Париже он
два года служил в армии, затем учился в
университете в Школе политических наук в
Орлеане. Там он получил ученую степень по
юриспруденции, а позже и по литературе. После
окончания университета он стал частым гостем в
парижских салонах, совершив восхождение по
социальной лестнице от буржуазных салонов до
аристократической гостиной сиятельного графа
Робера де Монтескье-Фезенака.
В январе 1909 года, когда он пил чай с черствым
бисквитом, в его сознании вдруг мелькнула идея
этого знаменитого опыта памяти, символизируемая
madeleine cake - аллегорическим образом, легшим в основу
романа "В поисках утраченного времени". Он
показал рукопись нескольким редакторам, включая
Андре Жида [30], и все они отвергли ее, поэтому ему
самому пришлось финансировать издание первого
тома. Он планировал выпустить два следующих тома,
но началась первая мировая война и к тому же
погиб его личный секретарь и водитель, любовник
Альфред Агностелли - он разбился на аэроплане,
который подарил ему Пруст. В 1914 году Андре Жид
пересмотрел свое решение и предложил Прусту
опубликовать его работу. Книга была
удостоена престижной Гонкуровской премии, Пруст
неожиданно для себя стал знаменитым. В течение
следующих трех лет он опубликовал еще три части
романа: "По направлению к Германтам" и части
1 и 2 "Содома и Гоморры".
В это же время Пруст активно участвовал в еще
одном небезызвестном проекте - он финансировал
гомосексуальный публичный дом, в котором была
размещена доставшаяся ему по наследству от
родителей мебель, а управляющим стал его юный
друг Альбер ле Кузье. Пруст был частым гостем
этого заведения, которое стало моделью S/М-борделя Жупьена в романе "В поисках
утраченного времени". Биограф Пруста Джордж
Пэйнтер с гомофобной снисходительностью так
пишет об этом: "В этой содомской преисподней
Пруст предавался своему пороку, который начался
с любви к людям своего круга (Рейналдо [Ханн] и
Люсьен [Дадо]),
затем продолжился платоническим влечением к
людям, стоявшим на социальной лестнице выше его
(Фенелон, Антуан Бибеско и другие), потом Пруст
стал испытывать физическое влечение к людям,
стоявшим на социальной лестнице ниже (Ульрих и
Агостинелли) и, наконец, это выродилось в полное
разочарование
во всем и в совокупление в чистом виде с
мужчинами-проститутками". Пэйнтер считает, что
бичевание
закованного в цепи барона де Шарлюса в
выдуманном Прустом борделе Жюпьена - "это
всего лишь простое описание пережитого самим
Прустом мазохистского опыта" в заведении
Альбера ле Кузье.
18 ноября 1922 года Марсель Пруст скончался от
воспаления легких в своей обитой корковым дубом
спальне, где он провел последние годы своей
жизни, стремясь изолировать себя от парижского
шума и грязи. Последние три тома - "Пленница",
"Исчезновение Альбертины" и "Обретенное
время" - вышли уже после его смерти.
"В поисках утраченного времени" - это,
возможно, величайший роман двадцатого века; это
размышления о природе времени, памяти, смысле
человеческого существования. Вопреки расхожим
мнениям, начав читать этот роман, уже невозможно
остановиться.
Глубинная суть романа абсолютно неразрывно
связана с темой гомосексуальности, которая на
его страницах одновременно и воспевается и
затеняется. Воспевается, поскольку во Вселенной
Пруста большинство персонажей в итоге
становятся гомосексуалами. Во второй части книги
доминирует незабвенный барон де
Шарлюс - этот святой-покровитель
гомосексуалистов (образ частично был навеян
Прусту его старинным другом Монтескье).
Затеняется в той сюжетной ветви, которая стала
известна как "стратегия Альбертины",
посредством которой взятый из реальной жизни
любовник Пруста Альфред в романе преображается в
женщину по имени Альбертина для того, чтобы
скрыть от окружающих сексуальную ориентацию
Марселя, от лица которого ведется повествование
(хотя по ходу сюжетных хитросплетений романа
Альбертина, к большому несчастью
"гетеросексуального" Марселя, становится
лесбиянкой). Исключительно важными для
разгоревшейся в начале нашего века дискуссии о
гомосексуальности являются два фрагмента романа
-
оба из начала "Содома и Гоморры". Первый - это
гротескное описание отношений
"насекомое-опыляемый им цветок", рисующее
влечение барона де Шарлюса к портному Жупьену.
Здесь явно чувствуется сарказм по поводу
превалировавшей тогда "научной" модели
гомосексуализма. Второй - более революционный -
пространный, страстный панегирик
гомосексуальной "расе", расе, история
которой, согласно Прусту, имеет много общего с
историей еврейского народа:
"Раса, над которой повисло проклятие и которая
вынуждена жить во лжи и вероломстве, поскольку
знает, что ее желание - то, что составляет для нее
величайшее наслаждение в жизни, - является
наказуемым, позорным, недопустимым... Влюбленные,
которые почти отвергали саму возможность своей
любви - любви, которая
была для них единственной надеждой вынести так
много опасностей и столь долгое одиночество...
Они постоянно рискуют честью, их свобода
временная - существует лишь до тех пор, пока они
не будут разоблачены; их положение в обществе
нестабильно, как у поэта, вначале обласканного в
каждой гостиной и срывающего гром аплодисментов
в каждом лондонском театральном представлении, а
затем гонимого отовсюду, не могущего найти
приют... это общество масонов, но имеющее гораздо
более развитую структуру,
более эффективно действующее и менее
"засвеченное", чем ложи настоящих Свободных
Каменщиков, так как опирается это сообщество на
схожесть вкусов, потребностей, привычек; им
грозят одни и те же опасности, они вынуждены
постигать одни и те же жизненные премудрости, они
говорят на понятном лишь им языке, и
любой член этого сообщества всегда способен
сразу же узнать другого, даже не будучи с ним
знакомым... это нечестивая часть человеческого
рода, но она играет в нем важную роль, то не
афишируя свое существование, то выставляя себя
напоказ - нагло, дерзко и раскрепощенно,
появляясь там, где их меньше всего ожидали
увидеть, имея повсеместно своих сторонников:
среди простых людей, в армии, в церкви, в тюрьме,
на монаршем троне..."
Влиятельность Пруста обусловлена тем, что он
стал первым современным писателем, выразившим
гомосексуальность в литературной форме. Его
сложный анализ гомосексуальных персонажей своих
романов
дал новый толчок дискуссии о предмете в отрыве от
его бывшего в моде медицинского толкования.
Будучи геем, пишущим о жизни геев, Пруст создал и
представил на суд читателей гораздо более
подробный портрет
гомосексуальности, чем это мог бы сделать любой
психотерапевт или ранние апологеты движения
гомосексуалов за свои права. Более того, его
обсуждение гомосексуальности привлекло к этому
предмету широкую аудиторию и стало гарантией
того, что отныне были сняты все табу с темы,
которая до этого была покрыта молчанием. Наряду с
творчеством Андре Жида работа Пруста утвердила
статус гомосексуальной
темы в мире современной литературы.
|