Биография Бориса Виана
(Boris Vian) (Франция, 10.3.1920 - 23.6.1959)
Родился в городке Вилль-Д'Эвре в семье
переводчика. В ранней юности заразился
лихорадкой, которая дала осложнения на сердце
(впоследствии эти осложнения привели к
безвременной кончине писателя). Окончил
машиностроительный институт, работал инженером,
в начале 40-ых годов впервые взялся за перо -
"чтобы сочинить что-нибудь забавное для
жены".
В 1946 году был опубликован первый роман
Виана "Я приду плюнуть на ваши могилы"
под псевдонимом Вернон Салливан; в том же году
был написан роман "Пена дней". В 1947 г.
против Виана за его первый роман возбудили дело
по обвинению в нарушении общественной морали;
три года спустя автора приговорили к штрафу в сто
тысяч франков. В том же 1947 г. увидели свет романы
"Сколопендр и планктон", "Осень в
Пекине" и "У всех мертвых одинаковая
кожа".
В 1950 г. увидел свет один из лучших
романов Виана "Серцедер". В 1952 г. Виан
стал членом Колледжа парапсихов - литературного
объединения, мэтром которого был провозглашен
известный французский литератор, предшественник
и сюрреалистов, и абсурдистов Альфред Жарри.
Кроме Виана, в это объединение входили, в
частности, поэты Рене Клэр и Жак Превер, романист
Раймон Кено и драматург Эжен Ионеско. В 1953 году
был опубликован последний роман Виана "Сердце
дыбом".
Год спустя Виан отправился в
гастрольное турне по Франции (со своими песнями,
среди которых была и песня "Дезертир",
чрезвычайно популярная в начале 50-ых годов);
через год песни Виана были записаны на кассеты.
Кроме песен, Виан также сочинял оперетты, причем
последнюю - "Фиесту" - написал всего за год до
смерти. Скончался Виан от сердечного приступа во
время предварительного просмотра фильма "Я
приду плюнуть на ваши могилы". После смерти
писателя во Франции было образовано Общество
друзей Бориса Виана, в состав которого вошли
Морис Бежар, Рене Клэр, Жан-Поль Сартр и многие
другие известные люди. Книги Виана переведены на
десятки языков, а самой популярной из них
остается роман "Пена дней".
Из журнала "Культ Личностей", ноябрь/декабрь
1999. Наталия Колесова:
Его страстью были литература и музыка. С
восемнадцати лет он играл в любительских
джаз-оркестрах, в послевоенные годы стал звездой
квартала Сен-Жермен-де-Пре - богемного сердца
Парижа. Взлет его литературного творчества
относится к 1946 году. Один за другим следуют
романы, значение которых оценят только потомки, -
"Пена дней", "Осень в Пекине". Виан обрел
реальные шансы на успех и твердость позиций. Он,
бесспорно, получил бы одну из крупных
литературных премий, если бы сам не перебежал
себе дорогу, движимый почти мальчишеским
стремлением к розыгрышу. На спор, за две недели,
не отрываясь, Борис Виан пишет бестселлер -
виртуозную обманку, имитацию
авантюрно-эротического американского романа, -
дает ему название "Я приду плюнуть на ваши
могилы" и подписывает вымышленным именем
Вернона Салливена. История героя-метиса,
мстящего за линчевание брата и садистски
убивающего двух белых женщин, пошла нарасхват.
Однако, когда обнаружился подлинный
автор, разразился неслыханный скандал. Виан даже
попал под суд. Инцидент замяли, но в литературной
судьбе Виана наступил роковой перелом. Образ
Виана-мистификатора прочно вытеснил из сознания
публики образ Виана-писателя. Всю оставшуюся
жизнь Виан не мог отделаться от клейма "парня,
который устроил розыгрыш с Верноном
Салливеном".
После той, в сущности, невинной
шутки писателя преследовали неудачи и ощущение
надвигающейся смерти. Сдавало сердце, и ему
пришлось отказаться от любимого джаза.
Незамеченным прошел выход сборника
"Мурашки" в 1949 году, читатели
проигнорировали его роман "Красная трава",
провалилась пьеса "Всеобщая живодерня". На
всем постсалливеновском творчестве Виана словно
лежало проклятие.
Поделившись лаврами с наглым
американцем, плодом его юмора и фантазии, Виан
собственными руками отдал ему удачу. Он умер от
сердечного приступа в 1959 году на предварительном
просмотре экранизации романа "Я приду плюнуть
на ваши могилы" (ему было тридцать девять).
Удача отвернулась от него, а вот Вернон Салливен
преследовал, как наваждение, до самой смерти.
|